Бурабай (Burabai, Боровое, Borowoe) - национальный заповедник Республики Казахстан, оазис в степях средней Азии, отличное место чтобы провести здесь отпуск или приехать на выходные.

Бурабай – благословенный край тишины, кристально чистого воздуха, синих гор и изумрудных озер.

Бурабай – так назвали урочище казахи, где навсегда по народной легенде поселился вещий верблюд – Бура.

Возник наш край 5 миллионов лет назад по утверждению ученых в результате начавшегося горообразования. Сотни миллионов лет назад, в палеозое, территория нынешнего Бурабая находилась под морем.

Но вот в эпоху Герцинской складчатости морское дно вздыбилось, где то на огромной глубине началось горообразование и море стало мелеть, а потом и вовсе исчезло, лишь удержалась на поверхности россыпь озер и лагун.

Прошли миллионы лет и вновь на глубине содрогнулась земля, пробив трещины, и мощно выплеснулись под землю реки расплавленного менита и гранита, давя и плавя осадочные толщи. В многочисленные трещины, прорезавшие толщу осадочных пород вторглась горячая каменная масса, образовав жилы гранита, пегматита, порфирита.

И вновь территория Бурабая оказалась под морем, которое продолжало разрушение толщи осадочных пород, впоследствии в эти места наползли ледники.

По прошествии ледниковой эпохи осадочная толща истончилась, и извержения коренных пород выступили на дневную поверхность. Постепенно вода, ветер, холод и зной так отделали крепчайшие каменные матрацы, что пришедшим сюда людям стало казаться, будто всесильный, с богатой выдумкой ваятель приложил к гранитным скалам свой могущественный резец.

На склоне горы Синюхи была найдена пещера первобытного человека, которая, к сожалению, была завалена. На дне озера Котырколь были найдены бивни мамонта.

Стихотворение Щербакова

Так говорят ученные.

А старая казахская легенда, отраженная в стихотворении В.Щербакова, гласит о возникновении края иначе:

Есть, я знаю, у казахов свой герой - Алдар-Косе

Это он догнал Аллаха на ничейной полосе.

— «Слушай, друг, зачем обидел

Это ж надо так суметь

Иль страну совсем не видел,

Дав казахам только степь.

Где же нам в лучах палящих

Отдохнуть в конце пути

Ни лесов, ни гор щадящих, водопоя не найти.»

Но Аллах не очень верил,

Бросил несколько камней,

А Косе войдя в доверье, сделал так,

Чтобы верней. Он с дырой в мешке

Аллаха в путь дальнейший проводил.

И Аллах страну казахов, не желая, наградил.

Легенды о Бурабае

Вы можете бродить по лесу, искупаться в озере, а после - попариться в баньке. Наловить рыбу - сварить уху и заварить чай в самоваре на шишках!

Сафари на джипах, конные прогулки, вояж на катамаранах - величайший выбор развлечений, Вам нужно только выбрать как Вы хотите отдохнуть. Круглый год - Всесезонные развлечения! Берите родных, близких, друзей - отдых в Усадьбе Смотрицкого это то, что Вам нужно!

Легенда «Бурабай»

Двугорбый, чистый как снег красавец верблюд – Бура – жил в степях Кокшетау. Могучим, вещим и бессмертным был он.

Быстроногим как тулпар, любил он гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озерной водой. Молчаливым, замкнутым, но доверчивым был Бура, не нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Но как только беда –джут- или война надвигались на край родной, лишь грозило народу несчастье, Бура преображался. Птицей взлетал он над Кокше, и трубил.

Громоподобный рев разносился в окрестностях, содрогались горы и леса, замирала степь, стада сбивались в кучу, скулил псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Небо заволакивалось тучами, гремели грозы, падали ливни, но громче гроз и ливней трубил Бура.

Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились к бою с врагом.

Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, ядовитой стрелы. Но однажды на пути к водопою повстречался Буре надменный Касымхан, сын правителя орды Абылая. Хвастаясь силой и меткостью глаза перед свитой джигитов, Касым вложил в лук стрелу и пустил ее в самое сердце двугорбого вещуна. Бура взвыл от боли, и упал на передние ноги.

Жестокому Касымхану отрадны предсмертные муки верблюда: хохочя, вонзал он одну ядовитую стрелу за другой, в голову, в глаза, в живот умирающего Буры. Верблюд выл гневно, и народ услышал, понял вещий глас: наступит скорый конец ханскому роду Абылая.

Кровь и слезы сливались в один ручеек, стекали в помрачневшее разбуженное горем озеро. Трубя и стеная, Бура полз к озеру, чтобы глотнуть воды. Но Касымхан воткнул в белое тело верблюда кривой кинжал. И застыл Бура, не дополз до живой воды, превратился в камень, стал горой.

Наверх

Легенда «Жеке—батыр»

Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы и большой мечты, молод был, песни пел, не знал заботы. Вырос – увидел вокруг нищету, горе народное и опечалился.

Аул тревожили набеги джунгар – с востока и юга, волжских калмыков с запада. Враги разоряли аулы, угоняли скот и людей. Враждовали между собой и казахи – дрались из-за невесты, пастбищ, мстили друг другу за мелкие обиды.

Молодой воин обиделся на жизнь, махнул на все рукой и решил про себя: уйду из аула, добуду счастье и богатство на воле, при удаче сородича одарю добром, может утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами, обретут силу. Выковал себе меч, шлем и кольчугу, сел на коня и отправился на край света за счастьем.

В пути встретил чужих воинов, каждый из них в одиночку шел добывать счастье для своего рода, что лежало за вражеским кордоном, под охраной несметной рати. Один из чужих батыров уговаривал других: не надо ходить за счастьем в одиночку, за счастьем надо идти всем вместе. Дорога к счастью трудна, и чтобы достичь цели, рядом с тобой должен быть друг и товарищ, однодорожник-жолдас.

Но никто из воинов не внял одинокому гласу, каждый думал только о себе, о своем счастье. Помолчали и разъехались. Каждый пошел своей дорогой.

Первым столкнулся с врагами казах-батыр необыкновенной силы. Злые силы преградили ему путь. Долго бился батыр с врагами, но не смог одолеть несметные полчища. Враги как саранча насели на него, ослеп и оглох могучий батыр.

И тут он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, каким бы сильным и бесстрашным ты ни был. Одолеваемый врагами, потерявший силы, упал посреди степи побежденный воин и окаменел, уснул вечным сном.

Лежит камнем одинокий батыр посреди ковыльной степи, ветер торопится к краю земли, дорога стремится туда же, годы бегут в вечность. Горе горькое как полынь осталось в сердце народном.

Поэма «Кокшетау»

Сакен Сейфуллин в поэме «Кокшетау» воспевает Жеке-батыра:

Об этом батыре рассказ был таков:

Он гору одну охранял от врагов

Стоя на посту, он случайно вздремнул

И спящим остался на веки веков.

Глаза он закрыл, словно тайну хранит.

Зовется гора эта Жеке-батыр.

А было батыру лет сорок тогда

Гора его тело, скала – голова

Спит в шлеме батыр, нос батыровый прям,

А грудь покрывает ему борода.

В награду за причудливость очертаний, местные жители окрестили именами многие камни и скалы Борового.

Легенды не всегда вымысел. Но всегда отзвук минувшего и эхо в завтрашний день. Вот и Акылбаевский перевал назван так не случайно. А в память о местном проводнике по имени Акылбай.

Наверх

Акылбаевский перевал

Жил в местных лесах Акылбай. /В переводе «богатый ум»/. Было у него много детей, учил Акылбай своих детей любить и хранить свой край, преумножать его богатства. «Любишь свой край – говорил он, - любишь свою Родину». Был добрым Акылбай, помогал всем.

Когда вместо нынешней автотрассы были только узенькие тропы, караваны с товаром проходили здесь и Акылбай помогал им не заблудиться, не сбиться в пути. Похоронен он на лесном кордоне, названный Акылбаевским.

Акылбаевский перевал делит горы на два хребта: южный и северный. Если гора Жеке-батыр составляет южный хребет, то северный – гора «Кокше». Эта наивысшая точка Кокшетауского плоскогорья, ее отметка над уровнем моря 947 метров. Хребет тянется от озера Айнаколь /Большое Чебачье/ до озера Шортанколь /Щучье/ - 20 километров.

Сакен Сейфуллин, воспевавший красоту Борового в поэме «Кокшетау» писал:

Гора Кокшетау стройна как сосна

Дождями свой лик умывает она

Плывут облака над ее головой,

Справляются: в здравье она иль больна.

Озера ее окружили толпой

И каждое – в чаще лежит золотой.

Коль вы не здоровы – езжайте сюда:

Недуг исцеляет наш воздух лесной.

Гора «Кокше» еще называется горой-модницей: три раза в день в разное время суток меняет она свой наряд: то темно-фиолетовая, почти черная, то зеленая, то светло – синяя, почти голубая. Отсюда и название «Синегорье».

Легенда «Окжетпес» — «Не долетит стрела»

У трех сестер уш–кыз был единственный брат, батыр Ок–жетпес, который защищал их от врагов. Но врагов было очень много, плотной стеной они окружили трех сестер и батыра. И чтобы не попасть в плен, три сестры и брат встали друг за другом стеной и окаменели, тем самым, преградили доступ в родной край.

Скала Окжетпес имеет пирамидальную форму, сложенную как бы из отдельных гигантских плит с закругленными краями, напоминающее громадные матрацы и подушки. Высота от подножия около 300 метров.

Мы не будем пересказывать все 15 легенд, собранных Чоканом Валихановым об этой скале. Вот одна из них.

…В 18 веке в этих местах кочевал средний жуз казахов, которым управлял хан Абылай. Однажды хан Абылай совершил набег на калмыков, взял большие трофеи и у подножия скалы поделил их.

Осталась одна пленная девушка калмычка. Ей было 17 лет и красота ее только расцвела. Из–за нее между джигитами разгорелся спор. Каждый хотел взять в жены красавицу калмычку.

Хан разрешил ей самой выбрать жениха. Девушка понимала, что она не получит свободы, но не хотела выходить замуж за нелюбимого. На вершине скалы она закрепила платок и сказала: «Чья стрела долетит до него, за того и выйду замуж». Многие джигиты стреляли, но ничья стрела не долетела до вершины скалы. Тогда девушка бросилась в озеро. А на месте ее гибели возник Жумбактас — камень загадок.

Жумбактас – каменный остров в западной части озера Аулиеколь (Боровое), в голубом заливе. Его назвали так потому что с разных сторон мы видим разные профили женщин: с голубого залива можно увидеть профиль красивой молодой девушки, а с обратной стороны – профиль старухи.